Размер шрифта
А
А
А
Цвет
Ц
Ц
Ц
Ц
Ц
Изображения
Настройки
Настройки шрифта:
Шрифт
(семейство)
Arial
Times New Roman
Межбуквенный интервал
(кернинг)
Стандартный
Средний
Большой
Межстрочный интервал
(интерлиньяж)
Стандартный
Средний
Большой
Цветовая схема:
Черный на белом
Белый на черном
Темно-синий на голубом
Коричневый на бежевом
Зеленый на темно-коричневом
Версия для слабовидящих
Государственное областное бюджетное учреждениеМногофункциональный центр предоставления государственных
и муниципальных услуг Мурманской области
Контактный центр: 8-800-4444-051

Дедушка атомного флота
    
В реестре границ Единого государственного реестра недвижимости  содержатся сведения о территории объекта культурного наследия федерального значения «Атомный ледокол «Ленин».
Он является первым в мире судном с ядерной энергетической установкой. 
Ледокол решил многие проблемы полярников. На тот момент лучшие ледоколы с дизельной силовой установкой имели запасы топлива не более чем на 30-40 суток. В суровых условиях Арктики этого было явно недостаточно. Запасы топлива составляли почти одну треть веса ледокола, но несмотря на это, в период арктической навигации судам приходилось несколько раз заходить в базы, чтобы заправиться горючим (за час мощный ледокол сжигал до трех тонн нефти). Были случаи, когда караваны судов зимовали в полярных льдах только потому, что запасы топлива на ледоколах иссякали раньше времени.
Идея создать атомную установку для кораблей возникла у Игоря Курчатова в 1952 году. Он поделился ею с известным физиком Анатолием Александровым. Так и началась работа над первым в мире гражданским судном с атомной энергетической установкой. 
Постановление о строительстве атомного ледокола «Ленин» было принято Советом министров СССР 20 ноября 1953 года. Более 500 предприятий Советского Союза создавали специально для атомохода 76 новых типов механизмов и 150 новых образцов оборудования. 
Построен ледокол на Адмиралтейском заводе в Ленинграде в 1956-1959 гг. и введен в эксплуатацию 3 декабря 1959 года.
Атомный ледокол «Ленин» был спроектирован и построен для обслуживания Северного морского пути и экспедиционного плавания в Арктике с целью сопровождения караванов в течение 6-8 месяцев, а при необходимости 12-14 месяцев. Он обладал хорошей ледопроходимостью.
За тридцать лет работы на счету ледокола «Ленин» 654 400 миль, из них во льдах – 560 600. Он провел 3741 судно. 
В кают-компании ледокола «Ленин» побывали Фидель Кастро, Юрий Гагарин, король Норвегии Харальд V, премьер-министр Великобритании Гарольд Макмиллан, вице-президент США Ричард Никсон, министры КНР и другие известные люди. 
Многие члены команды атомохода были представлены к правительственным наградам. А капитан Борис Макарович Соколов, возглавлявший экипаж почти четыре десятилетия, был удостоен звания Героя Социалистического Труда. Он не представлял жизни без «Ленина» и даже умер по дороге на ледокол.
Атомный ледокол «Ленин» проработал 30 лет и в 1989 году был выведен из эксплуатации и поставлен на вечную стоянку в г. Мурманске, в кратчайшие сроки став «визитной карточкой» Мурманской области и одним из самых посещаемых туристических объектов Кольского Севера. Сейчас на ледоколе действует музей и ведутся работы по расширению экспозиции.
Атомный ледокол «Ленин» награждён орденом Ленина. 

2010 – 2024 © ГОБУ «МФЦ МО»